Совместное заявление членов Aссоциации предприятий табачной отрасли «Тамакисоз» относительно размещенного на общественное обсуждение законопроекта по запрету в Республике Узбекистан электронных сигарет (вейпов) и нагреваемого табака.

Совместное заявление членов Aссоциации предприятий табачной отрасли «Тамакисоз» относительно размещенного на общественное обсуждение законопроекта по запрету в Республике Узбекистан электронных сигарет (вейпов) и нагреваемого табака.

На общественное обсуждение в Республике Узбекистан был вынесен законопроект, которым предлагается запретить оборот электронных сигарет (вейпов) и нагреваемого табака в стране. Мы, члены ассоциации «Тамакисоз», выступаем категорически против принятия данного законопроекта, который, по нашему обоснованному мнению, нанесет серьезный ущерб госудатсву, бизнесу и обществу.

Наша позиция основана на следующих аргументах:

Существуют огромная научная доказательная база, подтверждающая, что потребление вейпов и нагреваемого табака несет существенно меньшие риски для здоровья потребителей в сравнении с традиционным курением. Например, государственное агентство здравоохранения Великобритании «Public Health England» прямо заявило, что: «имеющиеся исследования показывают, что электронные сигареты на 95% менее вредны, чем традиционные сигареты[1]». Правительство Канады признает, что вейпинг менее вреден, чем традиционное курение[2]. Американская Food Drug Administration (FDA) присваивают нагреваемому табаку категорию «Модифицированного (сниженного) риска».

В стране уже сформировалось устойчивое комьюнити (лица, чей возраст превышает 21 год) потребителей вейпов (более 70 тысяч человек) и потребителей нагревательного табака (более 110 тысяч человек). На каком основании взрослых людей лишают их права по снижению вреда здоровью и здоровью окружающих (ввиду отсутствия фактора пассивного курения) от курения и потребления насвая путем легального потребления рассматриваемой продукции?

Авторы законопроекта в пояснительной записке к нему допускают сознательные манипуляции и неверное изложение фактов. Так, например, там говорится о, якобы, высоком уровне потребления электронных сигарет в Великобритании (9,4%), что преподносится как негативный пример потенциала роста потребления соответствующей продукции. Однако в пояснительной записке ничего не сказано про уровень курения в Великобритании. Так, в 2022 году такой уровень составил 12,9% в то время, как еще в 2010 году уровень превышал 20%[3]. Таким образом, очевидно, что менее вредный вейпинг заместил значительно более вредное курение, что прямо доказывает потенциал электронных сигарет (вейпов) в части снижения вреда общественному здоровью от табакокурения.

В пояснительной записке также указано, что запрет на оборот электронных сигарет (вейпов), якобы рассматривается в таких странах, как Франция, Бельгия, Великобритания, Ирландия и Германия. Этот тезис является абсолютно ложным. Как было указано выше, в Великобритании на правительственном уровне рассматривают вейпинг, как менее вредную альтернативу курению. Речь же в этих странах ведется о потенциальном запрете только на один из типов электронных сигарет (вейпов): на так называемые «одноразовые электронные сигареты», по причинам связанным с экологией. Таким образом, в основу законопроекта прямо положены ложные факты и сведения.

Запрет на оборот вейпов и нагреваемого табака в стране неизбежно приведет исключительно к росту нелегальной торговли этими товарами. В настоящее время в стране процветает нелегальная торговля сигаретами, которая также по закону запрещена. Существуют также и многочисленные международные аналогичные примеры конкретно в отношении вейпов. В Австралии, где вейпы можно купить исключительно в аптеках по рецепту, количество вейперов достигло значения в 1,3 млн. человек, при этом по официальным данным только 10% от указанного выше количества приобрели их по рецептам в аптеках. Таким образом, более 1 млн. австралийцев приобретают нелегально ввезенные в страну вейпы, не отвечающие стандартам качества и безопасности.

Никотиносодержащая жидкость в электронных сигаретах (вейпах) и нагреваемый табак являются объектами акцизного налогообложения в Узбекистане. Кроме того, в настоящее время в производстве, импорте, доставке и реализации электронных сигарет (вейпов) и нагреваемого табака в стране занято несколько тысяч человек, которые потерят работу в случае принятия рассматриваемого законопроекта. Таким образом, помимо описанного выше ущерба общественному здоровью и интересам потребителей, законопроект при его реализации также нанесет ущерб и интересу легального бизнеса, а также поступлениям в государственный бюджет.

Участники Ассоциации «Тамакисоз» недоумевают, почему легальные и качественные электронные сигареты (вейпы) и нагреваемый табак являюся объектом столь пристального внимания со стороны Министерства здравоохранения, когда в стране более 2 миллионов человек потребляют кустарно произведенный насвай, в котором по данным имеющихся исследований содержится чуть ли не вся таблица Менделеева[4].

Производство, импорт и оборот электронных сигарет и нагреваемого табака в Республике Узбекистан надлежащим образом всесторонне урегулирован нормативными правовыми актами разной юридической силы. Существует запрет на открытую выкладку данных товаров в объектах розничной торговли, установлен лимит на содержание никотина в электронных сигаретах (вейпах). Наконец, прямо запрещена реализация электронных сигарет (вейпов) и нагреваемого табака лицам, не достигшим 21 года. В пояснительной записке делается упор на, якобы, повышенный интерес несовершеннолетних к данной продукции. Однако реализация как электронных сигарет (вейпов), так и нагреваемого табака таким лицам уже прямо запрещена в соответствии с законом! Участники ассоциации «Тамакисоз» жестко контролируют розничную реализацию рассматриваемой продукции, не допуская попадания ее в руки лицам, не достигшим 21 года. К сожалению, в СМИ периодически публикуются новости о драках среди несовершеннолетних с использованием ножей, однако это же не приводит к запрету ножей в Республике Узбекистан, не так ли?

На основании изложенного ассоциация «Тамакисоз» призывает не допустить принятия рассматриваемого законопроекта, как основанного на неверных фактах и инсинуациях, а также как документа, реализация которго нанесет существенный ущерб общественному здравоохранению, интересам потребителей, легального бизнеса и государства.

O'zbekiston Respublikasida elektron sigaretalar (veyplar) va isitiladigan tamaki aylanmasini mamlakatda taqiqlashni taklif qiluvchi qonun loyihasi jamoatchilik muhokamasiga taqdim etildi. Biz, "Tamakisoz" uyushmasi a'zolari, bizning oqilona fikrimizcha, davlat, biznes va jamiyatga jiddiy zarar etkazadigan ushbu qonun loyihasining qabul qilinishiga qat'iyan qarshimiz.

Bizning pozisiyamiz quyidagi dalillarga asoslanadi:

1. veyplar va isitiladigan tamaki iste'moli an'anaviy chekish bilan solishtirganda iste'molchilarning sog'ligiga sezilarli darajada kam xavf tug'dirishi xaqida keng ilmiy dalillar bazasi mavjud. Misol uchun, "Public Health England" Buyuk Britaniyaning sog'liqni saqlash bo'yicha davlat agentligi buni aniq aytdi: "mavjud tadqiqotlar shuni ko'rsatadiki, elektron sigaretalar an'anaviy sigaretlarga qaraganda 95% kamroq zararli"1. Kanada hukumati veypning an'anaviy chekishga qaraganda kamroq zararli ekanligini tan oladi2. Amerika oziq-ovqat dori-darmonlari boshqarmasi (OODDB) isitiladigan tamaki uchun "o'zgartirilgan (kamaytirilgan) xavf" toifasini belgilaydi.

2. mamlakatda (21 yoshdan oshgan shaxslar) allaqachon veyping iste'molchilari (70 mingdan ortiq kishi) va isitiladigan tamaki iste'molchilarining (110 mingdan ortiq kishi) barqaror hamjamiyati shakllangan. Qaysi asosda kattalar ushbu mahsulotlarni qonuniy iste'mol qilish orqali chekish va alkogol ichimliklarni iste'mol qilishdan sog'liq va boshqalarning sog'lig'iga (chekish omili yo'qligi sababli) zararni kamaytirish huquqidan mahrum?

3. qonun loyihasi mualliflari unga tushuntirish xatida faktlarni ataylab manipulyasiya qilish va noto'g'ri ko'rsatishga yo'l qo'yadilar. Misol uchun, Buyuk Britaniyada elektron sigaretalarni iste'mol qilishning yuqori darajasi (9,4%) haqida so'z boradi, bu tegishli mahsulotlarni istemol qilish potentsialining o'sishiga salbiy misol sifatida taqdim etiladi.

Biroq, tushuntirish yozuvida Buyuk Britaniyada chekish darajasi haqida hech narsa aytilmagan. Shunday qilib, 2022 yilda bu daraja 12,9% ni tashkil etgan bo'lsa, 2010 yilda bu daraja 20% dan oshdi3. Shunday qilib, kamroq zararli veyp sezilarli darajada zararli chekishni almashtirganligi aniq bo'lib, bu elektron sigaretalarning (veyplar) chekishdan aholi salomatligiga etkazadigan zararini kamaytirishda to'g'ridan-to'g'ri isbotlaydi.

4. tushuntirish xatida, shuningdek, Frantsiya, Belgiya, Buyuk Britaniya, Irlandiya va Germaniya kabi mamlakatlarda elektron sigaretalar (veyplar) muomalasini taqiqlash ko'rib chiqilayotgani aytilgan. Bu tezis mutlaqo yolg'on. Yuqorida ta'kidlab o'tilganidek, Buyuk Britaniyada veypni hukumat darajasida chekishga kamroq zararli alternativ sifatida qaraladi. Bu mamlakatlar faqat bitta turdagi elektron sigaretalarni (veyplar) taqiqlash haqida gapirishmoqda: "bir martalik elektron sigaretalar". Shunday qilib, qonun loyihasi to'g'ridan-to'g'ri yolg'on faktlar va ma'lumotlarga asoslanadi.

5. mamlakatda veyplar va isitiladigan tamaki aylanmasining taqiqlanishi muqarrar ravishda ushbu mahsulotning noqonuniy savdosining ko'payishiga olib keladi. Hozirgi vaqtda mamlakatda noqonuniy sigaret savdosi gullab-yashnamoqda, bu ham qonun bilan taqiqlangan. Veyping bilan bog'liq ko'plab xalqaro shunga o'xshash misollar mavjud. Veyplarni faqat dorixonalarda resept bo'yicha sotib olish mumkin bo'lgan Avstraliyada veyplar soni 1,3 million kishiga etdi, rasmiy ma'lumotlarga ko'ra, yuqoridagi raqamning atigi 10% dorixonalarda veyp sotib olish uchun reseptlar oladi. Shunday qilib, 1 milliondan ortiq avstraliyaliklar sifat va xavfsizlik standartlariga javob bermaydigan noqonuniy olib kirilgan veyplarni sotib olishadi.

6. O'zbekistonda elektron sigaretalar (veyp)dagi nikotinli suyuqlik ham, isitiladigan tamaki mahsulotlari ham aktsiz solig'iga tortiladi.. Bundan tashqari, bugungi kunda mamlakatimizda elektron sigaretalar (veyplar) va isitiladigan tamaki mahsulotlarini ishlab chiqarish, import qilish, etkazib berish va sotishda bir necha ming kishi band bo'lib, ular ko'rib chiqilayotgan qonun loyihasi qabul qilingan taqdirda ishsiz qoladi. Shunday qilib, yuqorida tavsiflangan aholi salomatligi va iste'molchilar manfaatlariga etkazilgan zarardan tashqari, qonun loyihasi amalga oshirilganda tadbirkorlik sub'ektlari manfaatlariga, shuningdek, davlat byudjetiga tushadigan daromadlarga ham zarar etkazadi.

7. "Tamakisoz" uyushmasi a'zolari nima uchun qonuniy va yuqori sifatli elektron sigaretalar (veyplar) va isitiladigan tamaki Sog'liqni saqlash vazirligining diqqat markazida ekanligiga hayron bo'lishadi, axir mamlakatda 2 milliondan ortiq aholi hunarmandchilik nosvoyni iste'mol qilayotgani mavjud, tadqiqotlarga ko'ra, deyarli butun Mendeleev davriy jadvalni o'z ichiga oladi.

8. O'zbekiston Respublikasida elektron sigaretalar va isitiladigan tamaki mahsulotlarini ishlab chiqarish, import qilish va aylanmasi turli yuridik kuchga ega bo'lgan normativ-huquqiy hujjatlar bilan tegishli ravishda har tomonlama tartibga solinadi. Ushbu mahsulotlarni chakana savdo do'konlarida ochiq namoyish qilish taqiqlangan va elektron sigaretalarda (veyplar) nikotin tarkibiga cheklov qo'yilgan. Va nihoyat, 21 yoshga to'lmagan shaxslarga elektron sigaretalar (veyplar) va isitiladigan tamaki sotish qat'iyan man etiladi. Tushuntirish xatida voyaga etmaganlarning ushbu mahsulotlarga qiziqishi ortganiga qaratilgan. Biroq, bunday shaxslarga elektron sigaret (veyplar) va isitiladigan tamaki sotish allaqachon qonunga muvofiq aniq taqiqlangan! "Tamakisoz" uyushmasi a'zolari ushbu mahsulotlarning chakana savdosini qat'iy nazorat qilib, ularning 21 yoshgacha bo'lgan shaxslar qo'liga tushishiga yo'l qo'ymaydi. Afsuski, ommaviy axborot vositalari vaqti-vaqti bilan voyaga etmaganlar o'rtasida pichoq ishlatadigan janjallar haqidagi xabarlarni e'lon qiladi, ammo bu O'zbekiston Respublikasida pichoqlarni taqiqlashga olib kelmaydi, shunday emasmi?

[1] https://assets.publishing.service.gov.uk/media/5b6c3f57ed915d30f140f822/Ecigarettes_an_evidence_update_A_report_commissioned_by_Public_Health_England_FINAL.pdf

[2] https://www.canada.ca/en/health-canada/services/smoking-tobacco/vaping/quit-smoking.html

[3] https://ash.org.uk/uploads/Smoking-Statistics-Fact-Sheet.pdf?v=1697728811#:~:text=About%20one%20out%20of%20every,also%20gone%20down%20over%20time.

[4] https://podrobno.uz/cat/obchestvo/traditsii-dorozhe-zdorovya-pochemu-vlasti-uzbekistana-nikak-ne-mogut-zapretit-nasvay/