К чему может привести запрет вейпов в стране? Мнение представителей индустрии
Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Министерство здравоохранения Узбекистана опубликовало для обсуждения законопроект, запрещающий ввоз и продажу электронных сигарет и систем нагревания табака. За нарушение этих ограничений предлагается ввести ответственность. В пояснительной записке к проекту закона говорится, что он разработан "в целях защиты населения нашей страны, особенно детей и подростков".
Общественное обсуждение законопроекта завершается 18 апреля. Накануне Ассоциация предприятий табачной отрасли "Тамакисоз", представляющая крупнейших импортеров и производителей электронных сигарет (вейпов), никотиновых пакетиков и нагреваемых табачных изделий, провела пресс-конференцию, на которой совместно с экспертами обсудили планируемый закон, а также к каким последствиям может привести вступление его в силу.
К чему это приведет?
Представители табачной отрасли считают, что запретом нельзя достичь целей Минздрава. Запреты всегда приводят к процветанию черного рынка, на котором в больших количествах будет появляться нелицензированный дешевый товар, который подростки будут потреблять в больших количествах. Этой продукции меньше не станет, она вся будет продаваться онлайн, из-под полы, а не в лицензированных магазинах, уверены эксперты.
Кроме того, даже сегодня, по словам представителей бизнеса, подростки покупают вейпы не в специализированных магазинах, а нелегально в социальных сетях у контрабандистов, которым все равно какой товар и кому продавать.
"Минздрав заботится о нераспространении этой продукции среди несовершеннолетних. Мы полностью согласны с тем, что эти продукты не должны употребляться лицами, не достигшими 21 года. Мы с "Тамакисоз" заключили меморандум, согласно которому не допускаем и прикладываем все усилия для недопущения и употребления этих продуктов несовершеннолетними. В этой связи на основании всех международных примеров предлагаем государству усилить регулирование, не закрывать глаза, а заниматься работой, правоприменением", – отметил заместитель генерального директора "УЗБАТ" по правовым и регуляторным вопросам Сергей Красовский.
По мнению экспертов, этот запрет лишит альтернативы взрослых курильщиков, которые решили бросить или сократить вред от курения традиционных сигарет и перейти на альтернативные менее вредные табачные изделия. Этой категории граждан придется также пользоваться услугами торговцев нелегальным товаром.
Помимо этого, запрет сильно скажется на легальных участниках рынка, которые ежегодно платят налоги и таможенные пошлины в государственный бюджет. Компании будут вынуждены увольнять своих сотрудников.
К примеру, в случае принятия законопроекта у компании Uztobacco – Butcoin, занимающейся дистрибуцией альтернативных и инновационных видов табачных изделий, 64% продукции попадет под запрет.
"За 6 лет нашей работы мы заплатили более 3 миллионов долларов налогов в бюджет. Стараемся работать в белую, оплачивать все необходимые налоги и таможенные сборы. Для создания широкого портфеля продукции мы привлекали и имеем действующие кредитные линии в размере 1 миллиона долларов, которые в случае запрета будет невозможно выплатить, разве что только не самой продукцией, которая войдет в запрет", – сказал учредитель сети Армен Саакян.
Что предлагается?
Вместо запрета представители ассоциации "Тамакисоз" предлагают разумное государственное регулирование импорта, производства и оборота менее вредных альтернатив сигаретам.
Также, по мнению экспертов, необходимо установить техническое регулирование в отношении этой продукции. Ввести стандарты качества и обязательную сертификацию.
Чтобы обеспечить сохранность окружающей среды, предлагается применить практику по внедрению обязательства по надлежащему сбору и утилизации использованной продукции вейпов, нагреваемого табака.
Представители ассоциации также выступили за ограничение популяризации в рекламе любой табачной никотиновой продукции. Предложили создать современную социальную программу помощи отказа от курения и больше заниматься популяризацией здорового образа жизни.
По их мнению, скорейшая имплементация этих мер будет способствовать достижению цели, которую поставил Минздрав Узбекистана, значительно в большей и лучшей степени, чем запрет, который является ни чем иным как тактикой "закрытых глаз".
А как за рубежом?
На пресс-конференции был рассмотрен и международный опыт в сфере регулирования производства и сбыта электронных сигарет. Например, в таких странах, как Швеция, Япония, Малайзия, Саудовская Аравия и Новая Зеландия пропорциональное регулирование никотисодержащих изделий привело к быстрому снижению уровня курения, а также отсутствию распространения указанной продукции среди несовершеннолетних. А в Австралии, Индии, Турции запрет, наоборот, привел к расцвету черного рынка, увеличению доступа к этим продуктам несовершеннолетних и, что самое печальное, из-за этого были упущены возможности для сохранения жизней.
Запрет снюса в России, по словам Альберта Алиева, учредителя дистрибьюторской компании и розничной сети магазинов никотиносодержащей продукции, привел к процветанию подпольного рынка.
"Снюс сейчас можно найти в каждом регионе России. В подпольных лабораториях непонятно из каких компонентов этот продукт производят в каждом городе. Его может купить любой человек, умеющий пользоваться мессенджерами", – отметил он.
При этом стоит отметить, что по данным Минздрава, в 2021−2023 годах в Узбекистан легально ввезли 5,4 миллиона штук электронных сигарет на 28,5 миллионов долларов и нелегально пытались ввезти еще на 11,8 миллиарда сумов.
Мониторинг показал, что подростки и молодые люди в три раза чаще употребляют электронные сигареты, чем взрослые. К курению склонны школьники − 26,6 тысячи мальчиков и 8,6 тысячи девочек. И, если не принять меры, каждый пятый (20%) молодой узбекистанец в будущем будет страдать никотиновой зависимостью.
Кто виноват?
По мнению эксперта Алишера Беккульбекова, такие запретительные законы чаще с успехом лоббируются в развивающихся, недемократических странах.
Он считает, что идеально, когда правительство выбирает баланс между двумя сторонами – здравоохранением и табачной промышленностью. Потому что, когда речь идет о тысячах рабочих мест, нужно очень взвешенно подходить к подобным вопросам.
"Есть легальный спрос на эту продукцию. А спрос на сигареты исчезнет тогда, когда народ будет жить в достатке, когда будет осознание, что это вредно. Потому что большинство курят из-за нервотрепки, неурядиц, неустроенности. Поэтому нужно становиться цивилизованнее. Государство должно изучать, выявлять проблему и принимать решение, а не прятать голову в песок как страус, это не работает, – отметил эксперт.
Как могут наказывать?
Напомним, что предлагаемый законопроект предусматривает запрет на оборот электронных сигарет и других систем нагревания табака на территории республики. В качестве меры наказания устанавливается административная и уголовная ответственность.
В частности, производство, изготовление, приобретение, хранение, транспортировка или передача табачных изделий, запрещенных в Узбекистане, устройств для потребления табака и никотина, а также электронных сигарет и сигарилл, продажа, ввоз и вывоз с территории Узбекистана запрещенных на его территории изделий, если транзит через территорию республики был совершен после применения административного взыскания за такие действия, − будет, предположительно, наказываться штрафом в размере 200−400 БРВ, либо исправительными работами на срок до 3 лет, либо ограничением свободы на срок от 3 до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 5 лет.
Эти же действия, совершенные в значительном размере, при сговоре группы лиц, рецидивистом или опасным рецидивистом, либо с использованием служебного положения, − наказываются штрафом в размере 400−600 БРВ либо лишением свободы от 5 до 7 лет.
За "очень большой размер" и "организованную группу" можно получить от 7 до 12 лет.