Регулируйте, а не запрещайте: BAT призывает Узбекистан принять инновации в снижении вреда от табака
Позиция некоторых регуляторов в Республике Узбекистан продолжает оставаться скептической в отношении новых никотиносодеражих изделий: недавно Министерством здравоохранения страны был разработан законопроект, предполагающий полный запрет на вейпинг и изделия из нагреваемого табака. В мае вступает в силу принятый ранее запрет на никотиновые паучи.
Долгосрочная цель группы компаний BAT обозначена девизом “Лучшее завтра”, который подразумевает построение “Мира без дыма”. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой цели и, самое главное, об этапах ее достижения?
Наша цель – это создание «Лучшего завтра», что означает видение построения мира без дыма, мира, в котором курильщики переходят от сигарет к бездымным альтернативам.
Мы признаем и не отрицаем, что сигареты представляют серьезную угрозу для здоровья, и единственный способ полностью устранить риски, связанные с курением — это не начинать курить или бросить курить. Однако мы также понимаем, что не каждый курильщик готов бросить курить, и именно поэтому мы меняемся: создаем новые продукты, опирающиеся на науку, которые предоставляют взрослым курильщикам бездымные альтернативы с пониженным риском для здоровья в сравнении с курением.
Примерно через десять лет после запуска нашей первой электронной сигареты в Великобритании мы добились значительного прогресса в достижении нашей цели, то есть, создания всемирно известных брендов в рамках нашего многокатегорийного портфеля продуктов с пониженным риском для здоровья в сравнении с курением. По состоянию на 2023 год во всем мире 23,9 миллиона потребителей используют нашу бездымную продукцию. Более того, 16,5% выручки нашей группы компаний BAT пришлось на реализацию нашей бездымной продукции, и мы не остановимся на этом: мы взяли на себя обязательство к 2035 году стать преимущественно бездымным бизнесом.
Достижение “Мира без дыма”, очевидно, основано на переходе курильщиков на альтернативы, такие как электронные сигареты (вейпы), нагреваемые табачные изделия и т. д. Однако отношение уполномоченных государственных органов к этим категориям различается в разных странах мира. С какими проблемами в мире сталкиваются альтернативные сигаретам продукты и как, по вашему мнению, следует решать такие проблемы?
Широко известно, что основная причина вреда, вызываемого сигаретами, связана не с никотином, а с процессом сжиганием табака, который предопределяет возникновение тысяч вредных и потенциально вредных токсинов. Научные данные подтверждают, что бездымные альтернативные продукты, не связанные со сжиганием табака, выделяет меньше вредных веществ, чем сигареты.
Недавно Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (US Food & Drug Administration) опубликовало раздел «Сравнение рисков табачных изделий»[1], признав, что, хотя «ни один табачный продукт не является безопасным», «риски для здоровья, связанные с различными табачными изделиями, могут быть ранжированы», и «не сжигаемые продукты, такие как электронные сигареты и другие бездымные табачные изделия, обычно несут меньший риск для здоровья, чем сигареты и другие табачные изделия, чье потребление предполагает наличие процесса горения».
Несмотря на это по-прежнему существует множество неправильных представлений в отношении таких категорий бездымных продуктов, как вейпы, а некоторые правительства даже придерживаются запретительного подхода в отношении новых никотиносодержащих категорий.
Однако существуют и реальные примеры, когда государства стремятся регулировать производство и оборот новых никотиносодержащих категорий продуктов, что в конечном итоге способствует созданию бездымной среды. Предоставляя взрослым потребителям к качественным альтернативным курению продуктам, соответствующим строгим стандартам качества, Швеция и Новая Зеландия в настоящее время практически достигли цели достижения бездымной среды. В течение пяти лет после начала регулирования вейпов в качестве обычного потребительского продукта Новая Зеландия добилась снижения ежедневного уровня курения на 43%.
Мы убеждены, что продемонстрировать потенциал новых никотиносодержащих изделий по снижению вреда от табакокурения можно только с помощью науки. Группа компаний BAT инвестирует почти 300 миллионов фунтов стерлингов ежегодно в поиск инновационных способов снижения вреда от табакокурения.
Вы уже знаете о разработанном Министерством здравоохранения Республики Узбекистан законопроекте о запрете вейпинга и нагреваемых табачных изделиях в стране. Также менее чем через месяц вступит в силу ранее принятый запрет на оборот никотиновых пакетиков (паучей) в Узбекистане. Аналогичные процессы наблюдаются и в других странах Центральной Азии (Казахстане и Кыргызстане). Каково Ваше мнение о направлении развития регулирования соответствующих категорий в странах Центральной Азии?
Основываясь на нашем опыте, мы считаем, что запрет на вейпы и нагреваемые табачные изделияв Узбекистане вызовет ряд непреднамеренных, негативных социальных, медицинских и экономических последствий, таких как:
- Ограничение прав потребителей на доступ к бездымным менее вредным альтернативам курению;
- Упрощение доступа несовершеннолетних и молодежи рассматриваемой продукции ввиду распространения нелегальных предложений, к которым можно будет легко получить доступ, так как их продавцы будут по определению правонарушителями;
- Увеличение риска распространения некачественной нелегальной продукции, не отвечающей стандартам, обеспечивающим безопасность потребителей;
- Потеря государственных доходов из-за большого объема нелегального рынка.
Австралия применила аналогичный подход, разрешив доступ к никотиносодержащим продуктам только по рецептам. Имеющиеся данные исследований показывают, что сейчас в стране насчитывается 1,3 миллиона взрослых вейперов, из которых лишь менее 10% имеют доступ к ‘легальным’ медицинским рецептам на вейпы. То есть более миллиона австралийцев потребляют нелегальную продукцию. Аналогичным образом Индия ввела полный запрет на эти категории продуктов, и по имеющимся оценкам на сегодняшний день в Индии около 6 миллионов вейперов потребляют нелегальную продукцию.
Нам нужен целостный подход к регулированию этих категорий продуктов, чтобы они сыграли свою роль в снижении нагрузки на здравоохранение, связанной с курением, с одновременным уменьшением риска возникновения непредвиденных последствий.
В этом году компания BАТ Узбекистан отмечает тридцатилетие присутствия на узбекском рынке. Какую роль компания играет в группе компаний BАТ и какими достижениями BАТ Узбекистан Вы гордитесь?
За последние 30 лет значение BAT Узбекистан в группе компаний BAT поступательно росло.
Самаркандская сигаретная фабрика стала региональным центром поставок материалов и готовой продукции в другие страны, включая Казахстан, Армению, Саудовскую Аравию, Ирак, Иорданию и Южную Корею. Более того, группа компаний BAT при поддержке Министерства инвестиций, промышленности и торговли Республики Узбекистан в 2022 и 2023 годах инвестировала в локализацию производства изделий (стиков) из нагреваемого табака в Самарканде, что обеспечило не только дополнительные объемы экспорта, но и позволило создать более 100 рабочих мест. Мы признаем огромный экспортный потенциал BАТ Узбекистан и намерены использовать этот потенциал.
Однако основное, чем я лично горжусь в наибольшей степени — это вкладBАТ Узбекистан в развитие и продвижение местных талантов. За 30 лет в Узбекистане BАТ Узбекистан подготовил тысячи высококвалифицированных специалистов в области производства, контроля качества, маркетинга, финансов и других. Многие из этих талантов сейчас работают в разных частях мира в группе компаний BAT, с гордостью представляя Узбекистан.
Каковы, по Вашему мнению, основные вызовы, стоящие перед компанией BАТ Узбекистан? И как компания может справиться с этими вызовами?
Я считаю, что перед компанией BАТ Узбекистан стоят два основных вызова. Во-первых, широкое распространение незаконной торговли табачными изделиями и никотинсодержащей продукцией и, во-вторых, нормативные инициативы по ограничению и запрету бездымных альтернативных продуктов.
Согласно исследованиям Ташкентского государственного экономического университета, уровень нелегальной торговли сигаретами в Узбекистане в 2023 году достиг почти 25%. Мы аплодируем государству за занятие принципиальной позиции – после выступлений Президента Республики Узбекистан на тему борьбы с нелегальной торговлей в ноябре 2023 года, мы стали свидетелями значительных улучшений в этой сфере. Однако, чтобы устранить проблему полностью, необходимо вести постоянную борьбу с незаконным рынком сигарет. Надеемся, что государство продолжит активно противодействовать распространению дешевых нелегальных сигарет в стране, тем самым увеличивая доходы бюджета и защищая потребителей, получающих доступ к нелегальной некачественной продукции.
Что касается нормативных проблем, затрагивающих регулирование альтернатив курению, мы твердо верим, что обеспечение разумной регуляторной среды для этих важных категорий продуктов является ключом к снижению нагрузки на здравоохранение, связанной с курением в стране. Поэтому мы считаем, что вейпы и изделия из нагреваемого табака должны регулироваться государством в соответствии с жесткими стандартами, учитывая научно доказанный более низкий уровень риска таких продуктов по сравнению с курением.