ИНСТИТУТ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕЗНАЧЕНИЕ РОСТА ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХСИГАРЕТ И НАГРЕВАЕМОГО ТАБАКАИ ЕГОРЕГУЛИРОВАНИЕ ТАШКЕНТ2024

ИНСТИТУТ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕЗНАЧЕНИЕ РОСТА ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХСИГАРЕТ И НАГРЕВАЕМОГО ТАБАКАИ ЕГОРЕГУЛИРОВАНИЕ ТАШКЕНТ2024
З, [03.11.2024 19:45]
ИНСТИТУТ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕЗНАЧЕНИЕ РОСТА ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХСИГАРЕТ И НАГРЕВАЕМОГО ТАБАКАИ ЕГОРЕГУЛИРОВАНИЕ
     ТАШКЕНТ2024

   Социально-экономическое значение роста потребления электронных сигарет и нагреваемого табака и его регулирование
     2
  
    Содержание
Введение 4
1. Общая информация об электронных сигаретах и нагретых табачных изделиях 4
  1.1 Состав продукта и влияние на здоровье человека
5
 1.2 Сравнительный анализ потребления традиционных и альтернативных табачных изделий 7
.2   Роль государства врегулировании потребления электронных сигарет и нагретых табачных изделий в Узбекистане
11 2.1 Анализ современного состояния регулирования электронных сигарет и
 нагретых табачных изделий ....
1
2.2 Важность регулирования потребления электронных сигарет и нагретых табачных изделий 1.3
3. Анализ международной практики по регулированию потребления электронных сигарет и изделий с нагреваемым табаком
4. Анализ негативных последствий для общества и состояния
потенциального запрета обращения электронных сигарет и нагретых табачных изделий в Узбекистане 26
5. Предложения по совершенствованию регулирования электронных сигарет и нагретых табачных изделий в Узбекистане
Выводы и предложения . Использованная литература: ..
16
28 30 3
          3
 
      Введение
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)' 1,25 миллиарда (20,9%) людей в возрасте 15 лет и старше во всем мире употребляют табачные изделия. Потребители электронных сигарет и нагретых табачных изделий составляют до 82 млн (1,37%) человек.
По результатам исследований, проведенных ВОЗ и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан в 2014 году количество
курильщиков сигарет в Узбекистане насчитывается около 3,84 миллиона, а на сегодняшней день число потребителей* электронных сигарет 70 тысяч и нагретого табака более 110 тысяч употребляет 180,0 тыс. человек.
  1. Общая информация табачных изделиях
об электронных
сигаретах и нагретых
  Электронные сигареты являются наиболее распространенными формами электронных систем доставки никотина (ЭСДН) и альтернативных систем доставки никотина (АНДН). Эти системы нагревают жидкость, образующую аэрозоли, которые пользователь может вдыхать.
В электронных сигаретах «жидкость с никотином или без него
нагревается с помощью электрического тока (аккумулятора) и создается
аэрозоль (пар, дым), который вдыхается потребителем», а в нагретых табачных изделиях системы нагрева табака представляют собой электронные
устройства, нагревающие табак до средней температуры 250-350°С. В результате аэрозоль, содержащий никотин на уровне, сравнимом с традиционными сигаретами, готов к употреблению.
Такой вид потребления табачных изделий называется «вейпинг» и означает процесс потребления (всасывания в организм) никотинового вещества вместе с различными вкусоароматическим веществом с помощью электронных устройств или другого оборудования.
'Глобальный доклад ВОЗ о тенденциях распространенности употребления табака, 2000-2030 г. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2024. Интернет-ресурс: https :// iris . 3B0 . int / earmtstbi / handle /10665/375711/9789240088283 - а н гл . PDF ? последовательность = 1
?Ежински Т. и Стимсон Г.В. (2023 г.), « Оценка глобального числа вейперов: 82 миллиона во всем мире в 2021, .г », Наркотики, привычки и социальная политика, Том. 24 Нет. 2, .с 91-103. Интернет-ресурс: https://doi.org/10.1108/DHS-07-2022-0028
*Всемирная организация здравоохранения. Потребление и подходы к регулированию каннабиса в Содружестве
Независимых
Государств,
Интернет-ресурс: htps://ww.who.inteurope/publications//item/ WH0-EUR0-2018-3486-43245-60606
«Ассоциация «Тамакисоз» выступила против запрета вейпов и нагреваемого табака в Узбекистане . Интернет-ресурс: hptsu/:zdayliu.zr/up/os8/t5196/
          4

 Соответственно, вейны - это одноразовые или устройства в виде электронных сигарет и мини-кальянов.
многоразовые
 Вейнеры - новый класс курильщиков, которые курят электронные сигареты вместо обычных .

З, [03.11.2024 19:45]
Электронные сигареты и табачные изделия для вейпинга являются относительно новыми продуктами и в настоящее время входят в число наиболее быстро растущих табачных изделий (Таблица 1).
Таблица 1
Тенденция увеличения количества пользователей электронных сигарет (вейперов)6
Годы
2013
4102
51022 0 1 67102
2018
2 0 1 9
2020
2021 ГОД
Год ГОД ГОД ГОД ГОД
гоД
    Количество
вейперов 2.6 37. (миллионов чел)
4.2 5.3 6.2 73. 8,5
30.55 5
ВОЗ обеспокоена быстрым ростом числа пользователей электронных сигарет и вейпных табачных изделий. Организация предполагает, что электронные сигареты станут популярными среди некурящих, особенно молодежи, благодаря своему ? "приятному" вкусу и современному внешнему виду, и приведут в будущем к увеличению числа традиционных курильщиков сигарет .
С другой стороны, многие развитые страны (США, Швеция, Великобритания, Новая Зелландия) используют электронные сигареты как одно из наиболее эффективных средств переключения населения курильщиков на менее вредный продукт и избавления их от сигаретной зависимости.
1.1 Состав продукта и влияние на здоровье человека
Электронные сигареты (Вейп) не содержат табака и при потреблении ничего не горит и не воспламеняется. Электронная сигарета выполняет ту же функцию, что и обычный ингалятор, то есть жидкость нагревается и из нее
выделяется пар.
Интернет-ресурс: • https://cgon.rospotrebnadzor.ru/naseleniyu/zdorovyy-obraz-zhizni/veyping-chto-eto- takoe-i-chem-opasno-eto-uvlechenie
"Стивен Заудерер. (2023), «49 статистических данных о вейпинге (сколько людей курят?)» Интернет- ресурс: https://www.crossrivertherapy.com/vaping-statistics
Всемирная организация здравоохранения. (2024), «Табак: электронные сигареты». Интернет-ресурс: https://www.who.int/news-room/questions-and-answers/item/tobacco-e-cigarettes.
               5
 
      Глицерин и пропиленгликоль используются для создания пара в электронных сигаретах. Пропиленгликоль — бесцветная вязкая жидкость со сравнительно слабым
характерным запахом, сладким вкусом
и гигроскопическими свойствами. Глицерин стал неотъемлемой частью электронных сигарет, поскольку обладает свойством ускорять превращение
всех веществ, находящихся в воде, в пар.
Было доказано, что проглатывание глицерина и пропиленгликоля безвредно для организма человека, но прием его через дыхательные пути вредно для организма человека. Исследования предполагают, что перегрев глицерина при наличии большого количества воды обуславливает выделение акролеина, который в свою очередь является по свойствам канцерогеном. Несмотря на то, что электронные сигареты выделяют относительно малое количество акролеина*, но реакционные способности этого вещества потенциально могут привести к раздражению дыхательных путей и слизистых оболочек глаз°.
В электронных сигаретах используются ароматизаторы и никотин для придания сладкого запаха. Ароматизаторы отрицательно влияют на кровеносную систему. Наиболее ядовитыми жидкостями являются жидкости со вкусом корицы, ванили исливок °. Никотин, без других веществ, повышает риск возникновения различных заболеваний (от сердечно-сосудистых заболеваний до метастазов опухолей) и вызывает привыкание "
Кроме того, в составе некоторых жидкостях, используемых для вейпинга, содержит токсичные вещества, такие как фенол, формальдегид и свинец. Фенол поражает глаза, кожу, слизистые оболочки, а формальдегид вызывает рак, а свинец отрицательно влияет на нервную и сердечно- сосудистую системы.
Системы нагрева табака (СНТ) нагревают пропиленгликоль в комбинации с другими добавочными веществами и табачный стик до 240- 350°C. При этом процессе табак не горит, а выделяется дым без смолы.
*Bernd Mayer "Acrolein exposure from electronic cigaretes", Eur Heart Journal, April 2020, vol.14, No15. Available at: hptsw/:wwn.cbn.imln.hig.ovp/mca/rcitelsP/MC715479/
*Федеральная государственная организация здравоохранения Медико-санитарная часть No118 Федеральное медико-биологическое агентство , Старая привычка «в новой упаковке» (2020). Интернет- ресурс; htps:/msch118.ru/news/56005630.

З, [03.11.2024 19:45]
10Лиза Рапапорт, Ароматизаторы электронных сигарет могут повредить кровеносные сосуды и сердце (2018). Интернет-ресурс: https://www.reuters.com/article/us-health-heart-vaping-flavors/e-cigarette-flavorings: may-damage-blood-vessels-and-heart-idUSKBN1K12WY/
"'Асим Мишра, Панкадж Чатурведи, Сурав Датта, Снита Синукумар, Пунам Джоши и Апурва Гарг, Вредное воздействие никотина. Индийский J Med Paediatr Oncol. 2015 Жан-Мар; 36 (1): 24-31. Интернет- ресурс: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4363846/
     
  Продукты ЭСДН также могут стать причиной ряда физических травм, таких как взрывы или ожоги, если потребители используют их не соблюдая технику безопасности и инструкции.
Определенные источники утверждают, что чрезмерное потребление, в
силу наличии в составе жидкостях ацетата витамиа Е (синтетическая форма
витамина Е), электронных сигарет потенциально при нагревании вызывает новый тип заболевания, связанный с повреждением легких (E-cigarette and Vaping use-Associated Lung Injury - EVALI ).12 Хотя об EVALI впервые
появился на рынке в 2012 году, критически опасные ситуации с EVALI зафиксированы в США в 2019-2020 годах.
Для справки: по состоянию на 18 февраля 2020 .г всего 280.7 случаев EVALI зарегистрировано во всех 50 штатах США, округе Колумбия, Пуэрто-Рико и Виргинских островах США, в том числе 68 случаев смерти подтверждены в 29 штатах США. Хотя точных диагнозов причин этих смертей нет, считается, что витамин Е, распространенная добавка в ЭСДН, играет определенную роль в случаях повреждения легких.
1.2 Сравнительный анализ потребления традиционных и альтернативных табачных изделий
Как видно выше, оба продукта содержат вредные для организма
человека вещества, но, несмотря на это, эти продукты в несколько раз менее вредны, в сравнении с составом традиционных сигарет, в частности:
Во-первых, поскольку все продукты содержат никотин или
его вторичную форму, вейп или СНТ не выделяют «смолы» в отличие от обычных сигарет. Деготь (tar/tar) - это остаток веществ в сигаретном дыме, при этом он является не одним химическим веществом, а смесью нескольких тысяч компонентов дыма.
Во-вторых, никотин может вызвать
зависимость, а вещество, убивающее людей и вызывающее различные заболевания - это смола. Люди курят сигареты ради никотина, но смола их убивает!3..› С 1976 года известен факт, что смола является причиной всех проблем и что вред от чистого никотина в несколько раз ниже, чем от смолы.
В-третьих, в проведенных до
сих пор исследованиях количество никотина в помещении, где курили вейп, было в 10 раз ниже, чем в
21EVALI, Cleveland Clinic. Available a:t   2esad4ehs/msih9/ogt/e4er/acvanl.c/n8elpevild-iy:s.atchlt
13МА.. Рассел, Сигареты снизким содержанием смол исредним содержанием никотина: новый подход к более безопасному курению. Бр Мед Дж. 1976 г,. 12 июня ; 1 (6023): 1430-1433. Интернет-ресурс: https://www.bmi.com/content/1/6023/1430.
        7

 помещении, где курили сигареты!*, а при переходе с сигарет на вейп риск
развития онкологических заболеваний!5 существенно сокращается.
Количество никотина в дыме, выделяемом СНТ, на 16% меньше, чем в дыме обычной сигареты 16.
В 2010 году «Британский консультативный совет по злоупотреблению наркотиками!» и «Независимый научный комитет по наркотикам 18» создали специальную методику, состоящую из 16 критериев комплексной оценки вреда, причиняемого употреблением никотиновой продукции, из которых 14 критериев используется повсеместно.
Таблица 2 Определение критериев оценки никотиновой продукции
менование Описание
     1. Смертность от конкретного продукта
2. Смерть, связанная с продуктом
3. Заболевание, специфичное для продукта
4. Заболевания, связанные с продуктом
5. Зависиместь
6. Материальный и финансовый ущерб
Смерть, вызванная случайным и преднамеренным отравлением (неправильным использованием и л и злоупотреблением продуктом)
Смерти, связанные с хроническим употреблением продукта, например: рак, заболевания органов дыхания, сердечно- сосудистой системы и головы.
Заболевания, связанные схроническим употреблением продукта, такие как язвы желудка, легких, сердца и головы.

З, [03.11.2024 19:45]
Вред здоровью человека, вызванный неправильным употреблением продукта, например: ожоги, аллергия иголовная боль.
Степень, в которой потребление продолжается, несмотря на негативные последствия и потенциальный вред.
Размер материальных/финансовых потерь, например: работа, имущество идругие доходы
   14Константинос Э. Фарсалинос, Риккардо Полоса, Оценка безопасности и оценка риска электронных сигарет как заменителей табачных сигарет: систематический обзор. Ther Adv Drug Saf. 2014 апрель; 5 (2): 67- 86. Интернет-ресурс: https://www.ncbi.nim.nih.gov/pmc/articles/PMC4110871/
15Уильям Э. Стивенс, Сравнение канцерогенности выбросов испаренных никотиновых продуктов, вори леброный домат выбросами табачного дыка интернет-ресурс. 61 Лиза Рапапорт, Ароматизаторы электронных сигарет могут повредить кровеносные сосуды исердце (2018). Интернет-ресурс: https://www.reuters.com/article/us-health-heart-vaping-flavors/e-cigarette-flavorings=
mayd-amdUiaoagn-bo-esdh-ldvt-eSea-eslrsK BN1K12WY/
1Консультативный совет по злоупотреблению наркотиками: рассмотрение возможности использовання многокритериального анализа решений пра принятии решений о вреде наркотиков. Лондоя, Министерство внутренних дел, 2010 r. Интернет-ресурс: https://assets.publishing.service.gov.uk/media/5a7a5653e5274a319e7798e6/ACMD-multi-criteria-report.pdf
Натт Дж., Кинг Л.А., Филлипс Л.Д., Независимый научный комитет по наркотикам: Вред наркотиков в Великобритании: многокритериальный анализ решений. Ланцет, 2010 г.; 376: 1558-1565. Интернет-ресурс:
https://www.thelancet.com/journals/lan
        8
 c

   Именование Описание
  7. Разрыв отношений
8. Вред, травмы
9. Преступления
10. Ущерб окружающей среде
11. Семейные проблемы
12. Международн ый ущерб
13. Экономическа я
стоимость
14. Общество
Степень утраты отношений ссемьей идрузьями.
Степень, в которой употребление продукта причиняет вред окружающим, например: вред плоду, случайное отравление, автомобильная авария ит. .д
Уровень преступного поведения, связанного с потреблением продукта, например: внутреня контрабанда, мелкое хулиганст
Степень вреда продукции окружающей среде, например: пожар, загрязнение окружающей среды остатками сигарет. Использование продукта допускается в пределах причинения семейных несчастий, например: финансовых, связанных с воспитанием детей и т.п.
Затраты, понесенные странами, например: расходы на здравоохранение, тамож
енные и об
Втой степени, в кото щие расходы.
рой использование продукта приводит к снижению социальной сплоченности и снижению репутации сообщества.
    Анализ, проведенный по этой методике, "показал, что наиболее вредными продуктами, содержащими никотин, являются традиционные сигареты (рис. 1)
Сигареты ималенькие сигары внесколько раз более вредны, чем другие
продукты, а связанные с ними уровень смертности, число заболеваний, и экономические издержки составляют значительную часть ущерба. Если общий вред сигарет равен 99,6 балла, то вред от продуктов альтернативных сигаретам (вейпа и СНТ) в 3 раза меньше и не превышает 3,2 балла .
Электронные сигареты на 95% безопаснее, чем градицонные сигареты, что помогает снизить вред, причиняемый курильщикам.
Установлено, что концентрация ТСНА (веществ, вызывающих рак) у пользователей электронных сигарет на 2097% ниже, чем у традиционных
курильщиков.
,19Эмили Тейлор , Анализ фактов окурении всравнении сэлектронными сигаретами/вейпингом, чтобы обеспечить безопасность з д о р о в ь е детей и сообществ (2019). Интернет-ресурс: https://depts.washington.edu/harrtlab/tag/hart-s/
02 Шахаб М,. Гонович М.Л., Блаунт ВС и др. Воздействие никотина, канцерогенов и токсинов на долгосрочных пользователей электронных сигарет и никотинзаместительной терапии: поперечное и с с л е д о в а н и е .
Анн
алы
внутренней
медицины.
2017;166(6):390-400.
Интернет-ресурс: https://www.acpjournals.org/doi/10.7326/M16-1107.
       9
 
  100 09 80 70
60 50 40 30 20 10
Махсулотга хос улим MaxcynoTOunan GoraHKyou
Махсулотга хос касаллик
Махсулот касаллик
Рисунок 1. Уровни вреда различных продуктов, содержаш никотин (сравнительный анализ).

З, [03.11.2024 19:45]
Примечание: *No1 - бездымный, No2 - бездымный.
* пероральные никотиновые продукты, например: никотиновые жеватель
резинки, никотиновые подушечки и т. д.
Пары электронных сигарет не
содержат таких же смертельні вызывающих рак токсинов, как сигаретный дым. Потребители, перешедши
традиционных сигарет на электронные, ощутили значительное сниже: воздействия токсинов втечение 2недель 12
Национальные академии наук, техники и медицины oNi(ta Academies o f Sciences, Engineering a n d Medicine) в США опубликова
результаты 600-страничного исследования, посвященного воздействі электронных сигарет на организм человека 2. В нем отмечается,
электронные сигареты не являются полностью безопасной альтернатив курению, но есть доказанные факты того, что они существенно менее вреде чем традиционные сигареты. Кроме того, ЭСДН в определенных страт включен вкатегорию средств, помогающих бросить курить.
12Гоневич М.Л., Гаврон М., Смит Д.М., Пэн М,. Джейкоб П., 3-й, Беновиц НЛ. . Воздействие никот и некоторых токсикантов на курильщиков, перешедших на электронные сигареты: продоле наблюдательное исследование с участием субъектов. Исследования никотина и табака: официальный жут Общества исследований никотина табака 2017;19(2):160-167. Интернет-рес htps:/academic.oup.com/ntr/article-abstract/19/2/160/2631650?redirectedFrom=fultext&login=false
»Национальные академии наук, техники и медицины. 2018. Последствия электронных сигарет общественного здравоохранения. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных акадел Интернет-ресурс: 1g70o/2.r2d.64o/9i5/2p.:stht
10
Карамлик
Моддий ва молиявий зарар Му носабатлар бузилиши Жарохат
•Жиноят
Атроф-мухитта зарар Ouraski MyaMMoJ ap
Халкаро зарар Иктисодий харажат Жамнят
билан
богл
               Никотинли
пластир
"Ora"l
максулотлар**
Бурун спрейлари
ENDS (vape ва
CHT)
Снос
Тутунсиз
махсулотлар* N1o
Тутунсиз
максулотлар* No2
Чилим
Сигара
Папирос
Киник сигара
Сигарет
         "

  2. Роль государства в регулировании потребления электронных сигарет и нагретых табачных изделий в Узбекистане
Сегодня число курильщиков сигарет в Узбекистане составляет 3,84 миллиона человек, из них 2,47 миллиона являются потребителями табака. 32Около 180 000 пользователей продукции ЭСДН (нагретый табак - 10 000, электронные сигареты - 70 000). Сигареты и функционирующий беконтрольный рынок насвая вызывают множество проблем, связанных со здоровьем населения.
К сведению, избыток вредных веществ, содержащихся в насвае может вызвать воспаление и стоматит слизистой оболочки полости рта, желудочно-
кишечного тракта; аллергические заболевания неврологического и кожного характера; бесплодие, заболевания сосудов, печени, почек, верхних дыхательных путей; Кроме того, он вызывает сердечную аритмию или инфаркт миокарда, а также увеличивает риск развития рака и диабета.
2.1 Анализ современного состояния регулирования электронных сигарет инагретых табячных изделий
В целом практика регулирования таких продуктов, как вейп и СНТ, началась в Узбекистане в 2020 году, и решение связано с тенденцией "поступления" 24в нашу страну новых видов табачных изделий, не облагаемых акцизом.
В первоначальной версии НПА были упомянтуы такие термины как нагреваемые табачные изделия, курение, жевание, нюхание, снюс и курительный табак, жидкости, содержащие никотин, но их точное определение отсутствовало. Однако на основании первоначального Н А на упомянутую продукцию правительством было приянто решение о введении акциза.
В настоящее время ставки акциза на такую продукцию отражены в статье 289' Налогового кодекса:
2Министерство сельского хозяйства РУз Международный центр стратегического развития и исследований в сфере продовольствия и сельского хозяйства "Проведение исследований по анализу современного состояния производства, потребления и реализации насвая в некоторых регионах Узбекистана";
Ташкент 2022.
Постановление Президента Республики Узбекистан PQ-4665 от 6 апреля 2020 года «О мерах по дальнейшему регулированию рынка табачных изделий». Интернет-ресурс:   https://w 4781708.
                       1
  w

 Таблица 3

З, [03.11.2024 19:45]
Действующие ставки акциза на табачную продукцию в Узбекистане
Налоговые ставки
T/p
Виды табачных изделий
при
произведено импорте
Сигара
6400 сум/1 шт.
3.
Табак для моей сигары
382 000 сум/кг*
4.
Курение, скручивание табака
382 0 сум/кг
5.
Жевание, нюхание инюхание табака
382 000 сум/кг
6. Нагретые табачные стики, нагретые табачные
капсулы и другие изделия аналогичного принципа,
382 000 сум/кг содержащие табак.
7. Снюс без никотина, табак
154 000 сум/кг
8. Жидкость, содержащая никотин (в картриджах,
баках и других емкостях для использования в
670 сум/мл электронных сигаретах)**
В 2023 году Законом Республики Узбекистан 2были даны
предварительные определения таких понятий как курение, самокруточный табак, жевательный, нюхающий и дымящийся табак, нагретый табачный стик, нагретая табачная капсула, безникотиновый снюс и электронная сигарета. Согласно данного документа приводятся следующие понятия:
• электренные системы доставки никотина - устрейства многоразового использования, нагревающие никотиновую или безникотиновую жидкость (в картриджах, резервуарах и других емкостях) с помощью электричества (аккумулятора) и создающие аэрозоль (пар, дым), BAIXGCME HOTPCGHTGHeM,
• никотиновая жидкость - любая жидкость с содержанием никотина не менее 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в устройствах для потребления табака и никотина;
• жидкость без никотина - жидкость без никотина или с содоржанием никотина менее 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в табачных и никотиновых устройствах;
• система нагрева табака - электронное устройство, предназначенное для курения нагретых табачных изделий и производства
никотинового аэрозоля (пара, дыма) для вдыхания потребителем, включая любой предмет или деталь, подготовленную для использования с таким устройством, продаваемые отдельно или вместе;
• устройства для употребления табака и никотина - электронные
или иные устройства (устройства), используемые для получения аэрозоля
Закон Республики Узбекистан от 24.05.2023 г. «Об ограничении распространения и потребления алкогольной и табачной продукции» Закон NoORQ-844. Интернет-ресу,рс: https://www.lex.uz/uz/docs/6472100.
                12

   (пара, дыма), содержащего или не содержащего никотин, вдыхаемого потребителем, в том числе электронные системы доставки никотина, системы нагрева табака, трубки, а также их составные части и элементы.
Четкое определение того, что такое продукция, коды TFI TN для каждой из них и полные требования к каждому виду продукции были приняты к маю 2024 года 26.
2.2 Важность регулирования потребления электронных сигарет и нагретых табачных изделий
Лечение заболеваний, вызванных курением, и их осложнений ухудшает материальное положение населения, увеличивает объем расходов государства на здравоохранение, вызывает потери ВВП из-за неспособности трудоспособного населения работать по причине болезни или
преждевременной смерти.
По результатам регрессионных моделей, проведенных Институтом
макроэкономических и территориальных исследований, рост числа смертей от
респираторных заболеваний в Узбекистане на 10 человек (на 100 000
населения) снижает ВВП на душу населения (в ценах 2015 года) на 63,12 доллара 72
В 2023 году население Узбекистана составило 36,79 миллиона человек, число умерших - 172,77 тысячи. Из них 95 000 (55%) были мужчинами, а 23,370 (24,6%) - людьми трудоспособного возраста. 10,8% этих смертей (2,5 тыс. человек) произошли в результате различных опухолей - онкологических заболеваний 28
.3 В Узбекистане этот показ
атель составляет 6,8 на тысячу, то есть количество смертей на 100 тысяч онкологических больных составляет 6,8.
Учитывая, что концентрация канцерогенов у пользователей электронных сигарет на 97% ниже, чем у традиционных курильщиков, правильное регулирование ЭСДН потенциально может перевести значительную часть курящего населения в категорию менее вредных табачных изделий.
26Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 мая 2024 года No 290 «06 у т в е р ж д е н и и технического регламента н а табачную продукцию». Интернет-ресурс: https://www.lex.uz/uz/docs/-6931425.

З, [03.11.2024 19:45]
72 Институт макроэкономических и территориальных исследований (МХТИ) «Экономика, основанная на национальных ценностях: эмпирический анализ основ и гармонии процветания». Интернет-ресурс: n2ki6/_l1e/s2l_2i0f2e/s3l%inumfcedskri/puicef/ruz/i2.sb0r/lp1:s2th_t1p4d.f
*Президент Республики Узбекистан Настоящее Агентство по статистике, « Демографическая ситуация Респу блики Узбекистан» Январь-декабрь 2023 г. » Страницы 11-15. Интернет-ресурс: htps:/stat.uz/img/demografiya-press-reliz-26_01_2024-uzb.pdf.
            13

 Потенциально переключение может увеличить ВВП на душу населения (в ценах 2015 года) на $16,19, а общий ВВП увеличить на 0,65% .
Для справки, 10 процентов смертности от болезней приводит к снижению ВВ! на душу населения на 63,12 доллара, а врезультате снижения на 6,8 процента до 1,7 процента смертности от онкологических заболеваний среди мужчин трудоспособного возраста, аименно приведет кувеличению ВП на душу населения ( 63,12/10*5,4*50,3%= 16,19) на 16,19 доллара.
Любая страна заинтересована в рынке регулируемых электронных сигарет и нагретых табачных изделий.
Согласно данным, вУзбекистан было импортировано в2021 году - 127,4 тонны общей стоимостью 3 778,4 тыс. долларов США нагретых табачных стиков, нагреваемых табачных капсул и другой аналогичной продукции, содержащей табак, в2022 году -467,7 тонны общей стоимостью 13 179,2 тыс. долларов США, в 2023 году - 431,9 тонны товаров на общую сумму 41 196,3 тыс. долларов США (таблица 4).
Таблица 4 Действующие ставки акциза на табачную продукцию в Узбекистане
   Нет
Количество импорта
Название инашкатора
2024году Единицаизмерен олнилось ия нсп
2023год
6месяцев.
  1Нагретый табачный стик, нагретая табачная капсула и другие изделия, используемые по аналогичному принципу и содержащие табак.
 1
431 921,69
14 196,28
67 689,03 37 108,32 52 493,65
5087.07
329 350,44
10 789,68
81 721,99 35 137,05 23 337,39
23247,55
  Импортируемая
2
стоимость Таможенные сборы
31. 32.
3.3
тысяч долларов США.
миллион сумов
миллион сумов миллион сумов
миллион сумов
 Акцизный налог
Таможенные пошлины
I Жидкость, содержащая никотин (в картриджах, баках и других емкостях для использования вэлектронных сигаретах)
  1•
2
3 3.1
Количество импорта
Импортируемая СТОИМОСТЬ
Таможенные сборы Акцизный налог
тысяч долларов CHIA.
миллион сумов миллион сумов
134 735,77
8 541,37
60 837,05 31 299,97
42 009,07
2368,62 19 954.04 5402,99
 14

 2024 году
исполни.тось 6месяцев.
5 395,76 9 155,29
В 2023 году от импорта электронных сигарет и нагретой табачной
продукции в государственный бюджет уплачено 128,5 млрд сумов
таможенных платежей (акцизный сбор - 50,4 млрд сумов; НДС - 42,9 млрд сумов; таможенная пошлина - 35,2 млрд сумов). В первом полугодии 2024
года из Государственного бюджета собрано таможенных сборов на общую сумму 101,7 млрд сумов (акцизный налог - 40,5 млрд сумов; НДС - 28,7 млрд сумов; таможенная пошлина - 32,4 млрд сумов) .
Кроме того, с 2023 года в Узбекистане налажено производство нагреваемых табачных стиков. В прошлом году общая стоимость составила 109,1 миллиарда сумов. Нагретых табачных стиков было произведено 354,7 млн штук, из них 95,2% (103,9 млрд сумов) отправлено на экспорт. За 2023 год из 5,2 миллиарда сумов для внутреннего рынка завод произведет 1,8 миллиарда сумов. Налоги в сумах (акциз - 995 млн сум, НДС - 819 млн сум)
и трудоустроено 7 человек.
За первые 6 месяцев 2024 года объем добычи удвоится, а стоимость составит 93,1 миллиарда сум - произведено 338,9 млн штук нагретых табачных стиков , из них 94,5% (87,9 млрд сумов) отправлено на экспорт. Всего на внутренний рынок составил около 5,1 миллиарда сумов, из которых 1,7 миллиарда сумов направлены в налогах (акцизный налог - 1,1 млрд сумов,
НДС - 602 млн сумов) .
Хотя улучшение здоровья населения и других экономических
показателей за счет использования инструментов ENDS (vape и СНТ)
потенциально отражают положительные результаты, нецелесообразно забывать, что они вызывают и другие проблемы ?:
Во-первых, в Узбекистане, как и во всем мире, очень быстро растет потребление вейп-продукции и СНТ.

З, [03.11.2024 19:45]
В 2021-2023 годах в страну было импортировано 5,4 миллиона электронных сигарет стоимостью 28,5 миллиона долларов, что является резким ростом, в 80 раз по сравнению с предыдущими
»В Узбекистане предлагается запретить ввоз и продажу электронных сигарет . Интернет-ресурс: https://www.gazeta.uz/uz/2024/04/13/e-cigarettes/
 Название пидикатора
Единица измерения
2023год
3.2 НДС
миллион сумов
17 418,92
3.3 Таможенные
миллион сумов
03 118,17 пошлины
Источник: Составлено автором на основе информации Таможенного комитета.
   15

 годами (за 2018-2020гг. было импортировано 182 тысячи электронных сигарет стоимостью 349 тысяч долларов).
Во-вторых, увеличивается и распространение продукта среди молодежи, особенно школьников. Количество электронных сигарет, изъятых у школьников входе рейдов вшколах иобщественных местах: 6в2019 году, 27 в 2020 году, 31 в 2021 году, 856 в 2022 году, 1040 в 2023 году.
Судя по тенденции в развитых странах, быстрый рост потребления этого
вида продукции можно считать не как отрицательный показатель, а как нейтральный или положительный показатель. Потому что широкое распространение этого вида продукции послужит снижению потребления традиционных сигарет в будущем и потенциально окажет положительное влияние на здоровье населения. Но то, что электронные сигареты попадают в руки школьников - это проблема , которую нужно решать незамедлительно.
• .3 Анализ международной
практики по
регулированию потребления электронных сигарет и изделий с нагреваемым табаком
Регулирование использования электронных
сигарет и нагретых табачных изделий осуществляется индивидуально по странам 30. Основная проблема регулирования во многих странах сегодня заключается в в отсутствии специальных требований, имеющих юридическую силу
Для информации, Директива ЕС не определяет конкретных требований и ограничений. Однако применяются некоторые правила, такие как возрастные
ограничения, уровень ароматизаторов(для сигарет) и других синтетических компонентов, степень зависимости, правила утилизации имногое другое.
В период с 2015 по 2022 год доля потребления электронных сигарет среди населения стран-членов Организации экономического сотрудничества и
развития (ОЭСР) демонстрирует
сильную тенденцию роста, тогда как потребление традиционной сигаретной продукции снижается (табл. 5):
- Франция, где потребление электронных сигарет выросло с 2,5% до 5% от общей численности населения (женщины -
2,5% и мужчины - 2,7%), а потребление традиционных сигарет с 10% до 8,1% сократилось;
03Райан Дэвид Кеннеди, Айодеджи Авопегба, Элейн Де Леон, Джоанна .ЭКоэн, «Глобальные подходы
« регулированию электронных сигарет», Journal Tobacco Control, 2017, том: 26, стр. 440-445. Интернет- ресурс: https://tobakcontrol.БМЖ.ком/контент/26/4/440
           16

                                                        
            
     ᄒ gl
           3) продвижение и спонсорство. Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения, в разрезе стран европейского региона ВО3, полный запрет на продвижение и спонсорство присущ 7 государствам, в их числе Россия, Молдова, Сербия и другие, в 35 государствах действует частичное ограничение с различными элементами допущения рекламы, продвижения в интернете и прочее - Латвия, Литва, Великобритания и другие. В 1l государствах запрет отсутствует полностью.
4) ограничения по возрасту. Данное ограничение действует фактически
во всех страна, в зависимости от установленного возраста, в большинстве европейских странах данный показатель - 18 лет, но в отдельных государствах
-21 год.
Одновременно с вышеупомянутыми инструментами регулирования, широкое применение в качестве влияния на поведение населения через ценообразование является акцизный налог. Если рассматривать ситуацию в разрезе стран регионов ВОЗ, то в зависимости от типа конструкции системы электронных сигарет: на закрытые системы? наложен акцизный налог в 23 страна и 24 страны на открытые, в то время как в 14 и 20 государствах соответственно, нет применению косвенного налогообложения (Рис.3).
30
25 23
5
электронных систем доставки никотина (закрытые и открытые системы), WT

З, [03.11.2024 19:45]
Источник: Регулирование электронных сигарет, Отчет ВО3 по Европе, 2022 г.
Также важную роль в регулировании уровня вредности для здоровья человека играет состав продуктов, где, к примеру, директивой Европейского
23 Закрытые системы электронных сигарет - это запатентованная электронная сигарета, которая
работает только с предварительно заполненными капсулами, картриджами или резервуарами, разработанными специально для этого устройства.
3 В открытых системах электронных сигарет есть пустой резервуар (бак или картридж), и вы сами заполняете его жидкостью для электронных сигарет из купленного флакона
42
14
•Закрытые системы
20
51
Нет информации
Открытые системы
Рисунок 3. Количество стран, применяющие акциз на жидкости
Да
19

 союза с 2012 года, утверждена рекомендация о предназначении в медицинских целях. В тоже время ведется дискуссия о том, чтобы разрешить распространение независимо от содержания никотина или ввести предельный уровень содержания никотина без лицензии. В итоге, было принято решение, что концентрация никотина не должно превышать 20 мг/мл в одной единице продукции.34
Кроме того, практикуется регулирование не электронных систем доставки никотина, а их компонентов, либо запрет на определенные вещества, либо разрешены только конкретные ароматизаторы, либо преспрецендентный мораторий на любые усилители вкусов и ароматизаторы, как в Китае. В более чем 45 странах европейского региона ВОЗ ограничения не внедрены, лишь в ряде стран можно столкнуться с недопущением ароматизаторов, например, как вДании иЭстонии (Рис.4).
Введение налога на электронные сигареты является одной из стратегий, которую потенциально можно использовать для ограничения доступа молодежи к ним. Ожидается, что повышение цен на данный продукт курения станет ключевым фактором снижения распространения среди молодежи.
   50 45 40 35 30 25 20 15 10
64
2 Не регулируется
131 малаторы Вес доретенторы еНприменимо
       Рисунок 4. Количество стран, применяющие регулирование в отношении ароматизаторы и другие компоненты усиления вкуса
Источник: Регулирование электронных сигарет, Отчет ВОЗ по Европе, 2022 .г
В странах Европейского союза Директивой о табачной продукции35 не установлен гармонизированный налог на электронные сигареты, но позволяет вводить акцизный налог на них.
43 Regulation of e-cigarettes, Research Briefing of House of Commons, UK, 2024. Available at: https://commonslibrary.parliament.uk/research-briefings/cbp-8114/
53 DIRECTIVE 2014/40/EU OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL. Available at: https://health.ec.europa.eu/system/files/2016-11/dir_201440 en_O.pdf
   20
  
                                             Таблица 6 Ставки акцизного налога на 1мл. жидкости для электронных сигарет в разрезе стран Европейского союза (по состоянию апрель 2019г.)36 AKELITSB
Акцизп о
Состояние
Курс
национальной
Примечание курсув евро
ва.ноте
Финляндия
0,3
0,3 Португалия 0,3
0,3 Эстония
0,2
0,2 Швеция
2
10.4
0,19 Словения
0,18
0,18 Венгрия
5
320
0,17 Китр
0,12
0,12 Румыния
0,5
47,5
Греция
0,1
Италия
0,08 0,8
Латвия
0,1 0,1 Хорватия 0
Польша
0 0
0,04 евро аз 1мл безникотиновой ЖиДКОСтИ Дополнительные 0,05 евро за 1мг никотина.
1 мл с 1 июля 2020 .г Введена 0,5 польского ЗЛОТОГО.
•Таблица 7 Ставка акциза на жидкость для электронных сигарет (по состоянию на апрель 2019 г.)37
Состояние Черногория
Акнизв наппональной валюте
Курс валлют
Акцизп о курсуевро
Примечание
Россия38 73
Дополнительные 48 рублей (=0,66 евро) за 1электронную сигарету
0,080 0,066
Албания Грузия
125 0,2 30.1
0,9 0,9
63 WBG Global Tobacco Control Program Team, "E-cigarettes: Use and Taxation", Paper of World Bank Group, 2019. Available at: https://documents1.worldbank.org/curated/en/356561555100066200/pdf/E-Cigarettes-Use-and- Topandxi.fat
Команда Глобальной программы по борьбе против табака ГВБ, «Электронные сигареты: использование и налогообложение», документ Групны Всемирного банка, 2019 г. Доступно по адресу: 35en6/ed5/6da1towcu5cud/rg5mbo/5.anr1l/ok0elsr.0ps:0sent6Et6C2hetpg/0t-dar0f/i
Использование налогообложение.pdf

З, [03.11.2024 19:45]
«Налоговый кодекс Российской Федерации, статья 193 оСтавки налога. Доступно по адресу: http:// www. консульruта/нdтocument/Cons_doc_LAW_28165/22201а 65е4 ф59а582714243в15б 655989бд 57066/
0,164
 에이


 Акнизв
Kype
\ К Н И З110
Состояние
национальной
ва.тюТ
Примечание
к у р с уе в р о
ва,люте
Сербия
4.24
118 0,036
Азербайджан
0,02
19, 0,011
2020 5 тенге (=0,012
К а з а х с т а н
0 , 0 1 2
425 0,012
евро)
В Индонезии применяется акцизный налог в размере 57 индонезийский рупий на табачную жидкость, используемая для электронных сигарет. Южная Корея внедрила комбинацию нескольких акцизных налогов, где всего 1799 вон (=1,141 евро) за 1 мл. никотиновой жидкости и налога на отходы - 24,4 вон за 20 картриджей". Бахрейн использует адвалорный акциз, который составляет • 100% от цены до налогообложения или 50% от розничной цены.
Некоторые страны (Хорватия, Польша и Казахстан) имеют нулевые
налоговые ставки. Налогоплательщики, зарегистрированные налоговыми
органами для торговли этими продуктами, должны периодически подавать
отчеты по акцизному налогу. Это требование создает механизм, облегчающий
сбор налогов и их исполнение в будущем. Это также позволяет налоговым
органам отслеживать изменения в размерах рынка электронных сигарет, ценах и тенденциях объемов.
             * Никотиновый картридж - контейнер, который содержит жидкость для заправки электронной сигареты 2
   
                                         Страна
Албания
Андорра
Армения
Австрия
Азербайджан
Беларусь
Бельгия
Босния и
Герцеговина
Болга
рия
Хорва
тия
Кипр
Чехия
Дания
Эстония
Финляндия
Франция
Таблица 8 Применяемые ограничения регулирования электронных сигарет в разрезе стран Регулирование Акцизный налог Использование в
П
редупрежде
Реклама
,
Мин.т ароматизаторов и Закр ыты е Отк ры т ые общественных
ния о вреде продвижение
возрас
гір
очих компонентов за системы сис ы тем местах
здоровью
и спонсорство
исключением никотина Полный
Нет Нет 18
Не регулируется xX Доступный Частично Нет 18
Не регулируется xX X Частично 18
Пол ас
ный Ч тично
Н
е регулируется Нет Нет Частично
Частично
Частично 18
Не регулируется Her Полный
Части
чно
Нет
(только 18
Не регулируется Доступный Доступный приборы)
Частично
Het
Частично
18
Не регулируется Частично
Частично
Частично 18
Не регулируется Нет Нет
Het
Нет Нет Her Her Het
Частично
Частично
18 Не регулируется Частично
Частично
Частично 18
Не регулируется Нет Нет Частично
Частично
Частично 18
Не регулируется Доступный Частично
Частично
Частично 18
Не регулируе тся Некоторые компоненты Частично
Частично
Частично 18
Нет запрещены Некоторые компоненты Доступный Част чно
и
YaCTHyHO
Частично 18
Доступный запрещены Частичный
Полный
Запрещены все Частично
(только
(только 18
ароматизаторы и X Доступный ж и д ко с т ь )
аксессуары)
усилители вкуса. Частично
Частично
Частично 18
Не регулируется Нет Нет
23

                                         Регулирование Акцизный налог Использование в
П
ред
упрежде
Ре
кл
а
ма,
Ми
н
.
ароматизатор ов и Зак р ы т ы е О п кры т ые Страна
общественных
ния о
вреде
продвижение
возраст
гірочих компонентов за системы системы Mectax
зд
ор
овь
ю
исп
онс
о
рство
исключением никотина Грузия
Частично
Het
Частично
18
Не регулируется Доступный Доступный Некоторые компоненты Германия
Het
Частично
Частично
81
запрещены Гр
еция
Полный
Частично
Частично
18
Не регулируется Доступный Доступный Запрещены все Ве асти
нч
гн
ри о
я
Частично
Ч
Частично
18 и ароматиз
а
то ры Доступный X усилители вкуса. Исландия
Частично
Нет
Полный
18
Не регулируется Нет Нет Het Частично
Ча
стично
Ирландия
18 Не регулируется Нет Нет Изр
аи
ль
ЧЧ
аст ас
ичн
о
Ча
с
т
ич
н
о
т
ич
но
18
Не регулируется Het Нет Италия
Ч
астично
Ч
ас
тичн
о
Час
тично
18
Не регулируется До ст упный Доступный Казах
стан
Частично
Не о т Нет 21 ступный Доступный Не регу лируется Д Кыргызста
Her
Нет
Не
т
Her
Не регулируется н
Доступный Доступный Латвия
Ч
астично
Части чно
чно Части
18
Не регулируется Доступный Литва
Ч
астично
Ч
аст
и
ч
но
Част
ично
18
Не ре гулир етс у я До т с упный Доступный Люксембург
Час
тично
Ч
астич
но 18 т Частично
Не регулир уется Нет Не М
ал
ьта
П
олн
ы
й

З, [03.11.2024 19:45]
Час
т
и
ч
н
о
Ч
астично
18
Н ре
е гулир уе тся He tH et Монако
Her
Нет Нет
Не регулируется xX Запрещены все й Черногория
Частично
Частичн
о
Час
т
ично
Нет
ароматизаторы и xX тупны Дос усилители вкуса. т Нидерланды
Ч
аст
ич
но
Час
тич
но
Част
ично
18
Не регулируется Не Нет Северная
Het
Het
Нет
Не регулируется xX X Доступный Македония
Норвегия
По X лн
ый xX Ч
а
с
тично
Част
ично
18
Н
е регу ли руе тс я Польша
Ча
ст
и
чно
Ч
ас
т
и
ч
н
о
Ча
ст
ично Не регулир 1 8H уется er Her 24

                        25
Регулирование Акцизный налог Использование в
Предупрежде
Реклама,
М
и
н
.
аро матизато ров и Закрытые Открытые Страна
общественных
ния о вреде
продвижение
возраст
гірочих компонентов за системы системы Mectax
здоровью
и спонсорство
исключением никотина Порту
гали
я
Част о
ичн
Частично
Час
тично 18
Не регулиру ется Доступный Доступный Мо
лдова
Ч
астично
Частично
Полный
18
Не регулируется Нет Нет Ря
умыни
Частично
Части
чно
Час
тично
Не регулир уется Доступны й Доступный Рос
сия
П
олный
Полный 18
Не регулируется Доступный Доступный Сан-Марино
Частично
Het
18
Не регулируется XXX XXX C Нет He Нет Доступный упный epon aД r
Ча
сти
чно
Не ре гул и уе р тся ост Сло
вак
ия
He
t
Ча
стично
Частично
18
Не регулируется XXX Нет Словени
я
Части
чно
Ча
стич
н
о
П 18
олный
Не регулируе Доступный тся Испания
Час
тич
н
о
Ч
астич Не р н ул оаи Ч
стично руется 18
ег Нет Нет Швеция
Het
Частично
Части
ч
н
о
18
Не ре гулируется Доступный упный Дост Швейцария
Het
Het
Her Нет
Не регулируется X xX Таджикистан
Полный
Полный
Ч
астично 18
Не ре гулируется Полный
Полный
Турция
Полный
(только
(только 18
Не регулируется xX X аксессуары)
аксессуары)
Продажа и Т у р к м е н и с т а н
H e t
xX X
Н е т X X X
X X X р а с п р о с т р а н е н и е запрещены. Украина
Частично
Нет
Нет Нет
Не регулируется Нет Великобритани
Her
Частично
Частично
Не регулируется Нет Нет Частично
У
збекистан
Частично
Нет
(только Her
Не регулируется Нет аксессуары)
Источник: Регулирование электронных сигарет, Отчет ВОЗ по Европе, 202 :г Доступно по адресу: https://cdn.who.int/media/docs/librariesprovider2/euro-h topics/tobacco/10-regulation-e-cigaretes-2022 . nesvpn=-rf?dg5sf.af2c753_8
              B
x
e

                
  сигареты, 8% - на курительные табачные изделия; и, наконец, 26% респондентов сообщили, что могут полностью бросить все виды курения.
158,2 тыс. из 416,2 тыс. потребителей перейдут на потребление нелегальной продукции, безопасность которой не доказана исследованиями, 149,8 тыс. вернутся к потреблению традиционных вредных табачных изделий, и 108 тысяч человек смогут отказаться от употребления табака.
Учитывая, что ЭСДН на 97% менее вредны, чем традиционные сигареты, сумма ущерба от полного запрета ЭСДН в Узбекистане может в несколько раз превышать пользу:
• Во-первых, запрет приведет к формированию нелегального рынка, который полностью контролируется. Большинство ЭСДН, присутствующих сейчас на рынке, легально производятся или импортируются в нашу страну, где также осуществляется контроль за их качеством и распространением. Учитывая 158 000 потенциальных потребителей, появление и рост "черного" рынка — лишь вопрос времени.
Сегодня в Узбекистане сформировался уникальный рынок продукции ЭСДН, ав2023 году импорт никотиновой жидкости, составляющей основу вейна, насчитывает 106,1 млрд.сум; импорт табачных стиков/капсул, необходимых для СНТ, составляет 177,1 млрд сумов, объем производства - 109,1 млрд сумов (из них 103,9 млрд сумов идет на экспорт).
Если от импорта такой продукции в государственный бюджет уплачено 128,5 млрд сумов (акцизный сбор - 50,4 млрд сумов; НДС - 42,9 млрд сумов, таможенные пошлины - 35,2 млрд сумов) , налоговый потенциал составляет 38,1 млрд сумов ( акцизный сбор - 20,9 млрд сумов; НДС - 17,2 млрд сумов) произведеной и экспортированой продукции. Учитывая, что производство за 2023г. и планируемое его удвоение в 2024 году, в будущем эти цифры могут прогрессивно увеличиваться.
Для информации, за первые 6 месяцев 2024 года объем производства увеличится вдвое, а стоимость продукции составит 93,1 млрд.

З, [03.11.2024 19:45]
сумов (338,9 млн штук) нагретых табачных стиков, из них 94,5% (87,9 млрд сумов) отправлено на экспорт. Всего на внутреннем рынке 5,1 миллиарда сумов продукции, из которой 17, миллиарда сумов - уплаченные налоги (акциз - 1,1 млрд сумов, НДС - 602 млн сумов).
Полный запрет, наряду с вышеуказанными
потерями, приведет к увеличению потока нелегальной продукции, негативному воздействию на здоровье населения, неравномерному распространению некачественной
           27

  продукции, увеличению числа курильщиков и снижение рабочих мест в легальной розничной торговле .
Во-вторых, запреты потенциально стимулируют 150 тысяч потребителей перейти от
продуктов с меньшим
вредом для здоровья
к продуктам, которые в несколько раз более вредны. Это еще больше увеличит количество проблем со здоровьем среди населения.
В-третьих, запрет продуктов ЭСДН, таких как никотиновые пластыри, лишит всех курильщиков доступа к менее вредным и более безопасным альтернативам.
• Для информации, страны (Швеция, Великобритания, Япония), которые рассматривают устройства ЭСДН и «никотиновые подушечки» как средство переключения курящего населения на вид продукции с меньшим вредом, как по количеству курильщиков, так ипо заболеваемости, связанной сними, гораздо ниже.
ЭСдН потенциально приводит к снижению сметности от онкологических заболеваний среди мужчин трудоспособного возраста в Узбекистане может увеличить ВВП на душу населения (в ценах 2015 года) на 16,19 долларов и общий ВВП на 0,65% •
5. Предложения по     совершенствованию   регулирования электронных сигарет и нагретых табачных изделий в Узбекистане
Результаты исследований и анализ практики зарубежных стран показывают, что полный запрет на потребление электронных сигарет и нагретых табачных изделий для Узбекистана не является решением проблемы, но может быть причиной других проблем.
В Узбекистане существуют две важные ситуации, связанные с ЭСДН: первая - это быстрый рост потребления, а вторая - распространение продукта среди несовершеннолетних.
В первом случае быстрый рост потребления средств ЭСДН следует воспринимать не
как отрицательный показатель,
а как положительно нейтральный показатель. Потому что анализ тенденций в развитых странах показал, что широкое распространение этого вида продукции послужит снижению потребления традиционных сигарет в будущем и окажет положительное влияние на здоровье населения.
Во второй ситуации попадание электронных сигарет в руки несовершеннолетних является проблемой, которую необходимо решать незамедлительно. Запретить несовершеннолетним употреблять курительные
             28

  изделия, безусловно, хорошее решение, но запретить этот продукт для всех — не решение проблемы.
Полный запрет продукта в условиях Узбекистана противоречит интересам как минимум 416,2 тысяч потребителей ЭСДН и 5,5 миллионов курильциков, желающих бросить курить или снизить его вред. Полный запрет ЭСДН не станет препятствием для них использовать нелегальную продукцию или стать потребителями вредной продукции.
Поэтому цель регулирования потребления электронных сигарет и
нагретых табачных изделий в Узбекистане - не запретить их, а контролировать, чтобы они не попали в руки несовершеннолетних, влиять на ценообразование с помощью налогов, а также дать понимание и предупреждение о негативных последствиях злоупотребления продуктами для тех, кто считает, что ЭСДН должна состоять из абсолютно безвредных
компонентов.
В целях совершенствования регулирования потребления электронных сигарет и нагретых табачных изделий в Узбекистане сформулированы следующие предложения:
• В целях обеспечения того, чтобы товар не попал в руки несовершеннолетних, усилить административную ответственность за продажу веществ, содержащих никотин, лицам, не достигшим 21 года;
• Регулярная индексация акцизов на данные виды продукции в сторону воздействия на ценообразование с помощью налогов;
• Для тех, кто считает ЭСДН абсолютно безвредным, размещение на потребительской упаковке продукта медицинского предупреждения с указанием времени между ожидаемым возникновением заболевания и интенсивностью курения;

З, [03.11.2024 19:45]
• Ускорение технического регулирования продукции по стандартам качества;
• Введение лицензии на импорт и розничную торговлю;
• Введение обязанности утилизировать использованные изделия для вейпинга и устройства для нагревания табака.
Реализация этих предложений, не ограничивая прав желающих
отказаться от вредных привычек, предотвратит распространение продукта среди несовершеннолетних, ограничит действия злоупотребляющих ЭСДН, считая его безвредным, и обеспечит выполнение ими своих соцаильных
            29

  обязанностей в качественном аспекте, а также как минимум приведет к росту доходов дополнительно на 151,6 миллиардов сумов.
Выводы ипредложения
В ходе изучения ситуации с потреблением электронных сигарет и нагретых табачных изделий были сделаны следующие выводы.
Анализа международных тенденций:
• электронные сигареты и нагретые табачные изделия стремительно
завоевывают популярность среди населения, в том числе современной молодежи, благодаря "приятному" вкусу и современному внешнему виду ;
• оба продукта содержат вредные для организма человека вещества, но, несмотря на это, имеется достаточно выводов о том, что вред этих продуктов в несколько раз меньше, чем вред традиционных сигарет;
• многие развивающиеся страны пытаются запретить потребление этой продукции, тогда как развитые страны (США, Швеция, Великобритания, Япония) рассматривают эту продукцию как средство сокращения потребления
традиционных сигарет;
Для справки: пары электронных сигарет не содержат таких же
смертоносных, вызывающих рак токсинов, как сигаретный дым. Потребители, перешедшие с традиционных сигарет на электронные, ощутили значительное снижение воздействия токсинов в течение 2 недель.
• Запрет электронных сигарет и нагретых табачных
изделий, потенциально приводит к появлению «черного рынка» или перехода потребителей на употребление более вредных изделий, тогда как в странах, где рынок этих изделий должным образом регулируется, наблюдается тенденция к снижению курения и связанных с ним проблем.
Выводы из исследования текущей ситуации вУзбекистане:
• В Узбекистане растет число потребителей электронных сигарет и нагретых табачных изделий;
• Самая большая проблема, связанная с электронными сигаретами и нагретыми табачными изделиями в Узбекистане, заключается в том, что они попадают в руки несовершеннолетних;
• если электронные сигареты будут полностью запрещены, 38% потребителей будут пользоваться услугой «черного рынка»; 28% перейдут на традиционные сигареты, 8% перейдут на нагретые табачные изделия; и,
     30

    наконец, 26% потребителей сообщили, что могут полностью бросить все виды курения.
Сегодня в Узбекистане сформировался уникальный рынок продукции ЭСДН, а в 2023 году импорт никотиновой жидкости, составляющей основу вейпа, достиг 106,1 млрд. сум; импорт табачных стиков/капсул, необходимых для СНТ, составил 177,1 млрд сумов, объем производства - 109,1 млрд сумов (из них 103,9 млрд сумов идет на экспорт).
Если всего от импорта такой продукции в государственный бюджет было уплачено 128,5 млрд сумов (акциз - 50,4 млрд сумов; НДС - 42,9 млрд сумов, таможенные пошлины - 35,2 млрд сумов), налоговый потенциал составляет 38,1 млрд сумов ( акцизный сбор - 20,9 млрд сумов; НДС - 17,2 млрд сумов) от произведеной и экспортированой продукции.
Полный запрет продукта в условиях Узбекистана противоречит интересам людей, непосредственно потребляющих ЭСДН, и 5,5 миллионов потребителей табака, желающих бросить курить или снизить его вред. Полный
запрет ЭСДН не помешает им использовать нелегальную продукцию или стать потребителями вредной продукции.
Поэтому цель регулирования потребления электронных сигарет и
нагретых табачных изделий в Узбекистане - не запретить их, а
контролировать, чтобы они не попали в руки несовершеннолетних, влиять на формирование цен с помощью налогов, дать понимание и предупреждение о негативных последствиях злоупотребления продуктами для тех, кто считает, что ЭСДН должна состоять из абсолютно безвредных компонентов.

З, [03.11.2024 19:45]
В целях совершенствования регулирования потребления электронных сигарет и нагретых табачных изделий в Узбекистане сформулированы следующие предложения:
• В целях обеспечения того, чтобы товар не попал в руки несовершеннолетних, усилить административную ответственность за продажу веществ, содержащих никотин, лицам, не достигшим 21 года;
• Регулярная индексация акцизов на данные виды продукции в сторону воздействия на ценообразование с помощью налогов;
• Для тех, кто считает ЭСДН абсолютно безвредным, размещение на потребительской упаковке продукта медицинского предупреждения с указанием времени между ожидаемым возникновением заболевания и
интенсивностью курения;
   31
 
  • Ускорение технического регулирования продукции согласно стандартам качества;
• Введение обязанности утилизировать использованные изделия для вейпинга и устройства для нагревания табака.
Реализация вышеперечисленных предложений, не ограничивая прав желающих отказаться от вредных привычек, предотвратит распространение продукта среди несовершеннолетних, ограничит действия злоупотребляющих ЭСДН, считая его безвредным, и обеспечит выполнение ими своих социальных обязанностей в качественном аспекте, а также как минимум приведет к росту доходов дополнительно на 151,6 миллиардов сумов.
   32
 
  Использованная литература:
1. Advisory Council on the Misuse of Drugs: Consideration of the Use of Multi- Criteria Decision Analysis ni Drug Harm Decision Making London, Home Office, 2010. Интернет
ресурс:
https://assets.publishing.service.gov.uk/media/ Sa7a5653e5274a319e7798e6/ACMD-multi-criteria-report.pdf
.2 Aseem Mishra, Pankaj Chaturvedi, Sourav Datta, Snita Sinukumar, Poonam Joshi, and Apurva Garg, Harmful effects of nicotine. Indian J Med Paediatr Oncol. 2015 Jan-Mar;
36(1):
24-31. Интернет ресурс: PM/esclwiCgp/omvthw/./n4arnl3i6p:3.c/sw.8n4cbt6i/h.t
3 . DIRECTIVE 2014/40/EU OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL. Available at: https://health.ec.europa.eu/system/files/2016- 11/dir 201440 e n 0.pdf
4. Emily Taylor, Thinking through the facts about smoking versus ecigs/vaping to kids and
communities
safer and
healthier (2019). Интернет
pecyp: https://depts.washington.edu/harrtlab/tag/hart-s/
Goniewicz ML, Gawron M, Smith DM, Peng M, Jacob P, 3rd, Benowitz NL. Exposure to Nicotine and Selected Toxicants in Cigarette Smokers Who Switched to Electronic Cigarettes: A Longitudinal Within-Subjects Observational Study. Nicotine & tobacco research : official journal of the Society for Research on Nicotine and Tobacco. 2017;19(2):160-167. Интернет ресурс: https://academic.oup.com/ntr/article- abstract/19/2/160/2631650?redirectedFrom=fulltext&login=false
Jerzynski, T. and Stimson, G.V. (2023), "Estimation of the global number of vapers: 82 million worldwide in 2021", Drugs, Habits and Social Policy, Vol. 24 No. 2, pp. 91-103. Интернет ресурс: https://doi.org/10.1108/DHS-07-2022-0028
7. Konstantinos E.
Farsalinos, Ricardo Polosa, Safety evaluation and risk assessment of electronic cigarettes as tobacco cigarette substitutes: a systematic review. Ther Adv
Drug Saf. 014
2 Apr;
5(2): 67-86.
Интерне
т ресур
с: hpwt/t/s:wwn.cnbm.linh.gi.ovp/mceail/Ptsr/MC410871/
8. Lisa Rapaport, E-cigarette flavorings may damage blood vessels and heart (2018). Интернет ресурс: https://www.reuters.com/article/us-health-heart-vaping= flavors/e-cigarette-flavorings-may-damage-blood-vessels-and-heart-idUSKBN1K 12W Y/
9. M A Russell, Low-tar medium-nicotine cigarettes: a new approach to safer smoking. Br Med .J 1976 Jun 12; 1(6023): 1430-1433. Интернет ресурс: w/p/hts:wtwbm.co.mjco/n1e6n/t/0t231/430
10. Makroiqtisodiy va hududiy tadqiqotlar instituti (MHTI) "Milliy qadriyatlarga asoslangan itisodiyot: negizlar va farovonlik uyg'unligining empirik tahlili". Интернет ресурс: https://imrs.uz/public/ckfinder/userfiles/files/link/26_12_2023%2012_14.pdf
11. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. 2018. Public Health Consequences of E-Cigarettes. Washington, DC: The National Academies Press. Интернет ресурс: 1go07/r.2d.2o2/6i4/9/5p:2st.ht
12.

З, [03.11.2024 19:45]
Nut DJ, King LA, Phillips LD, Independent Scientific Committee on Drugs: Drug harms in the UK: a multicriteria decision analysis. Lancet 2010; 376: 1558-1565.
        keep
         33

  Интернет ресурс: https://www.thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140- 6736(10)61462-6/abstract
13. Ozbekiston Respublikasi Prezidenti Huzuridagi Statistika
Agentligi, "O'zbekiston Respublikasining demografik holati 2023- yil yanvar-dekabi" 11-15-bet. Интернет ресурс: https://stat.uz/img/demografiya-press-reliz-26_01_ 2024-uzb.pdf
14. Regulation of e-cigarettes, Research Briefing of House of Commons, UK, 2024. Интернет ресурс: https://commonslibrary.parliament.uk/research-briefings/cbp-8114/
15. Regulation of e-cigarettes, WHO Europe Report, 2022. Интернет ресурс: https://cdn.who.int/media/docs/librariesprovider2/euro-health-topics/tobacco/10- regulation-e-cigarettes-2022-eng.pdf?sfvrsn=f5a2c753_8
16. Ryan David Kennedy, Ayodeji Awopegba, Elaine De León, Joanna E Cohen, "Global approaches to regulating electronic cigarettes", Journal Tob Control, 2017, Vol: 26, pp. 440-445. Интернет ресурс: https://tobaccocontrol.bmj.com/content/26/4/440
17. Sassano MF, Davis ES, Keating JE, Zorn BT, Kochar TK, Wolfgang MC, et al. (2018) Evaluation of e-liquid toxicity using an open-source high-throughput screening assay.
PLOS Biol
16(3):
2003904.
Интернет
ресурс: https://doi.org/10.1371/journal.pbio.2003904
18. Shahab L, Goniewicz ML, Blount BC, et al. Nicotine, carcinogen, and toxin exposure in long-term e-cigarette and nicotine replacement therapy users: Across-sectional study. Annals of Internal Medicine. 2017;166(6):390-400. Интернет ресурс: hptwt/s/:wwa.cpojurnaosl.grd/o1/i07.326M/ 16-107
19. Steven Zauderer. (2023), "49 Vaping Statistics (How Many People Vape?)" Интернет ресурс: htps:/www.crossrivertherapy.com/vaping-statistics
20. WBG Global Tobacco Control Program Team, "E-cigarettes: Use and Taxation", P a p e r o f W o r l d B a n k G r o u p , 2019. A v a i l a b l e at: https://documents1.worldbank.org/curated/en/356561555100066200/pdf/E-Cigarettes- Use-and-Taxation. pdf
21. WHO global report on trends in prevalence of tobacco use 2000-2030. Geneva: World Health Organization; 2024. Интернет
ресурс: eamrt1hs0ane/t6db63lwi57/5n.s7t91ih17io/8r.9i24/0/8p8:s2t8he3pnte?-dqgsfu.ence=1
22. William E Stephens, Comparing the cancer potencies of emissions from vapourised nicotine products including e-cigarettes with those of tobacco smoke. Интернет ресурс: p/up/bhts:mtendnmc.lb.ignhoi.v2/878971/
23. World Health Organization. (2024), "Tobacco: E-cigarettes". Интернет ресурс: https://www.who.int/news-room/questions-and-answers/item/tobacco-e-cigarettes
24. World Health Organization. Consumption and approaches to the regulation of nasvay in the Commonwealth of Independent States, 2018y. Интернет ресурс: https://www.who.int/europe/publications/i/item/WHO-EURO-2018-3486-43245-60606
25. Ассоциация «Тамакисоз» выступила против запрета вейпов и нагреваемого табака в Узбекистане. Интернет ресурс: https://uzdaily.uz/ru/post/85196/
26. Информационный портал Министерства финансов Литвы, раздел об акцизном налоге. Available at: hptnfi/s/:mnie/Irvtnl.c/ompetnce-areast/xaoitnm/ ani-
                        taxes/excise-duties
34
 
  27. Министерство сельского хозяйства РУз Международный центр стратегического развития и исследований в сфере продовольствия и сельского хозяйства «Проведение исследования по анализу современного состояния производства, потребления и реализации насвая в некоторых регионах Узбекистана»; Ташкент 2022г.
28. Налоговый Кодекс Российской Федерации, Статья 193 о Налоговых ставках. Доступно на: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW 28165/ 22201a65e4f59a582714243c15b655989bd57066/
29. Тошкент Давлат иктисодиёт университети, Отчет по проекту "Оценка категории вейпов". 16.06.2024й.
30. Узбекистон Республикаси Вазирлар Махкамасининг 2024 йил 21 май "Тамаки махсулотлари учун техник регламентни тасдиклаш тугрисида" ги 290-сонли карори. Интернет ресурс: https://www.lex.uz/uz/docs/-6931425
31.

З, [03.11.2024 19:45]
Узбекистон Республикаси Президентининг 2020 йил 6 апрель "Тамаки махсулотлари бозорини янада тартибга солиш чора-тадбирлари тугрисида"ги ПК- 4665-сонли карори. Интернет ресурс: https://www.lex.uz/uz/docs/-4781708
32. Узбекистон Республикасининг Конуни, 24.05.2023 йил "Алкоголь ва тамаки махсулотларининг таркатилишини хамда истеъмол килинишини чеклаш
     тугрисида" У Р К - 8 4 4 - с о н л и конун. https://www.lex.uz/uz/docs/6472100
Интернет
pecypc:
 3. Узбекистонда электрон сигареталар импорти ва сотувини такиклаш таклиф килинмокда. Интернет ресурс: https://www.gazeta.uz/uz/2024/04/13/e-cigarettes/
34. Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения Медико - санитарная часть No1 18 Федерального медико - биологического агентства, Старая привычка
«В НОвОй
упаковке» (2020). Интернет ресурс: mn/ewu5/ch/rs610/8p:0s.s56t3h0t
        35