Ставка на регулирование: почему запреты табачных изделий не работают

Ставка на регулирование: почему запреты табачных изделий не работают

Опыт Новой Зеландии иллюстрирует, как эффективное регулирование может приносить пользу. Ранее страна стремилась полностью запретить сигареты для определенных возрастных групп, но в 2023 году отменила этот законопроект, сосредоточившись на налоговых послаблениях и балансе интересов. В Великобритании также готовится полный запрет на одноразовые вейпы, который должен вступить в силу 1 июня 2025 года. Однако эксперты по снижению вреда предупреждают, что эта мера станет "катастрофой", так как она усложнит переход курильщиков на менее вредные альтернативы и спровоцирует рост нелегального рынка. Аналогичные опасения высказываются в Кыргызстане, где в июне 2024 года был принят закон о запрете электронных сигарет, который вступит в силу 1 июля 2025 года. Казахстан уже ввел полный запрет на электронные сигареты, что, по мнению экспертов, может привести к схожим последствиям: усилению нелегального оборота и снижению контроля качества продукции.

В Узбекистане ситуация усугубляется нерегулируемым рынком насвая. Этот продукт содержит токсичные вещества, такие как свинец, кадмий и мышьяк, что наносит ущерб здоровью населения. По данным исследований Фискального института при Государственном налоговом комитете, объем рынка насвая составляет около 5 тысяч тонн в год, однако отсутствие контроля приводит к упущению налоговых поступлений в размере более 1,5 трлн сумов. При этом введение акцизов на регулируемую продукцию могло бы обеспечить бюджету существенные акцизные поступления уже в первый год реформ.

Вопрос бюджетных поступлений становится особенно актуальным в условиях дефицита бюджета, который в 2025 году прогнозируется на уровне 55 триллионов сумов. Министерство финансов рассматривает повышение акцизов на электронные сигареты как один из способов пополнения казны. Это решение предполагает, что налоги с данной категории продукции смогут частично сократить финансовый разрыв, если рынок останется в легальном поле.

Нелегальный рынок также становится прямым следствием запретов на менее вредные продукты, такие как электронные сигареты. Прогнозы Ташкентского государственного экономического университета показывают, что до 38% пользователей в случае запрета перейдут на нелегальные аналоги, а около 28% вернутся к традиционным сигаретам, которые наносят больший вред здоровью. Это подтверждается примерами других стран: в Мексике запрет на вейпы был признан неконституционным из-за его неэффективности и роста теневого рынка, а в Австралии нелегальные продажи достигли беспрецедентных масштабов после введения жесткого законодательства.

Полный запрет на электронные сигареты и вейпы может оказаться неэффективным и в нашей стране: он затронет лишь четверть пользователей, тогда как остальные обратятся к нелегальному рынку или более вредным сигаретам промышленного производства, что усилит риски для здоровья. Снижение доступности легальной продукции, рост цен и приток нелегальных альтернатив могут расширить их доступ для молодежи, увеличив количество курильщиков, что противоречит изначальной цели запрета.

Государственная политика в отношении табачных изделий должна учитывать как опыт зарубежных стран, так и особенности национального рынка. Отказ от запретов в пользу регулирования – это шаг к улучшению общественного здоровья, сокращению нелегального рынка и увеличению доходов бюджета. Узбекистан имеет уникальную возможность продемонстрировать пример продуманного подхода, который будет работать на благо экономики и здоровья граждан.